План на 1 сентября (для всех)
  • Проснуться пораньше
  • Порадоваться или погрустить, что в школу уже не надо (опционально)
  • Проводить детей / внуков на занятия (при необходимости)
  • Выпить кофе / чай
  • И вспомнить все
Школьные истории и главные уроки
Как школьный опыт и открытия помогают
во взрослой жизни
Оксана Алексеева
Кол за трусы с ромашками как прорыв

Моими любимыми предметами в школе были русский язык, литература и немецкий (иностранный в сибирской глубинке – на грани фантастики).
В юности, когда горизонты казались очерченными лишь контурами родной деревни, я видела себя учителем. Это было не просто желание, а искреннее стремление делиться.
Ярко светил мне маяк учительницы по литературе.
Она не преподавала, а «мурашила» ум.
В тетрадях с сочинениями я находила ее рукописные послания – слова, ставшие компасом на долгие годы. Она видела во мне нечто большее, чем я сама могла разглядеть. Ее вера помогала смотреть на вещи под совершенно иным углом, заглядывать «за горизонт».

А в 7 классе я впервые получила «1», да еще по трудам, потому что забыла дома ножницы и нитки. Уже тогда я была лучшей в школе – чемпионом по успеваемости и активистом. Но учительница, не скупясь на резкие слова, заявила: «За рассеянность ставлю тебе кол. Ты ничем не лучше других, никаких поблажек!»

Слезы лились ручьем на маминых коленях. Но именно тогда, в глубине отчаяния, зародилось нечто важное. Я не просто сшила легендарные трусы с ромашками для брата и исправила отметку.

Я поняла: внешняя оценка, даже от авторитетного человека, не всегда определяет твою истинную ценность и потенциал.

К слову, брат до сих пор утверждает, что лучше тех трусов он не носил.

Спустя годы, я сама проводник на пути обучения многих: своих детей, экспертов, собственников бизнеса, целых команд. И хочу поделиться фразами, полезными материалами, которые помогали в развитии мне и другим:
  • Экспертиза рождается из ошибок. Незнание – не преграда, а приглашение к исследованию, к расширению горизонтов
  • Истинное знание начинается не с готовых ответов, а с вопросов, которые вы осмелились задать
  • Потенциал безграничен, если вы готовы выйти за рамки привычного и принять вызов неизведанного
  • Мир меняется, но способность учиться – вечная суперсила, ключ к любой двери
  • Позвольте себе быть любопытными, ведь именно любопытство ведет к прорывам
И в подарок к 1 сентября – несколько полезных ссылок:
Татьяна Кочнева
тг-канал Кочнева про HR
Перестать учиться невозможно

Для меня 1 сентября всегда был особенным днем. Я обожала школу! Все мои яркие воспоминания детства связаны именно со школой, с интересными уроками и прекрасными учителями. Ну, и, признаюсь, учиться я тоже обожала – много читала, хорошо занималась.

Особенно трогательно вспоминаю, как старшая сестра еще до школы научила меня читать, писать и даже таблицу умножения. Мы играли в школу, и я, конечно, была прилежной ученицей. И вот я, такая маленькая, иду в первый класс, уже зная все буквы и таблицу умножения! Гордости не было предела. Впечатление было невероятное!

А какой самый ценный урок я вынесла из школы? Наверное, умение учиться и никогда не останавливаться на достигнутом.

Именно это помогает мне и в моей профессиональной деятельности. Ведь в HR-сфере, как и в школе, постоянно нужно узнавать что-то новое, адаптироваться к изменениям и развиваться.
Но самое главное – брать на себя ответственность за внедрение знаний, которые получаешь на обучении. Просто знать – недостаточно, нужно применять! Если мы хотим расти и развиваться, мы должны не только учиться, но и действовать.
Мария Маслова
Любовь к обучению – с первого дня

Первого сентября 1991-го я шла в школу в коричневом платье с накрахмаленным белым фартуком, банты торчали, как два облачка, и при каждом шаге подпрыгивали.
Портфель казался невероятно тяжелым, хотя в нем были всего лишь дневник, обложки для учебников и пенал с новенькими ручками и карандашами.
Во дворе школы толпились классы, у учеников в руках были таблички 1А, 1Б. Шуршали целлофановые пленки вокруг букетов, взрослые щелкали фотоаппаратами, а микрофон на стойке то и дело трещал, когда его кто-то поправлял.

В тот день у меня было два ответственных задания: прочитать стихотворение и... дать первый звонок! Я уверенно прочитала свое четверостишьям и начала ждать.
Ко мне подошел огромный (как мне тогда казалось) одиннадцатиклассник и посадил на одно плечо. Весь школьный мир сразу поднялся вместе со мной: солнце, белые банты, море цветов вокруг. Мне в руку вложили тяжелый колокольчик. Я вдохнула и взмахнула! Помню пронзительный звон, а затем заглушающие его аплодисменты.

Про текущее обучение:
Учеба – мотив моей жизни. С самого начала меня тянуло учиться самой и «заражать» этим других. Люблю момент, когда щелкает новая мысль и хочется тут же рассказать о ней кому-то еще.
Я выучилась на переводчика и пошла работать в вуз: вести пары, проверять конспекты, принимать первые зачеты и экзамены. Когда студент вдруг понимал сложную тему, я видела, как загораются глаза. Это давало настоящий драйв.
Потом я захотела влиять шире. Перешла в HR, в обучение и развитие. Строила программы, привлекала сильных экспертов, слушала обратную связь и переделывала до реальной пользы. Смотреть, как люди растут – чистая радость.
Сейчас я в Альфа-Банке отвечаю за обучение предпринимателей. Мы делаем живые, практичные курсы, и когда участники возвращаются с результатами, я горжусь нашей командой и делом.

Обучение – моя жизненная опора и энергия. Я правда счастлива, что вся моя жизнь с ним связана.
Тина Конева
Несправедливость учителя как... мотивация

У меня есть несколько ярких воспоминаний про школу, и все они скорее про нарушение дисциплины, форс-мажор или несправедливость. Пока писала этот пост, наблюдала, как избирательна моя память. Оказалось, что спокойные, радостные дни и события не запомнились – в памяти только hardcore.

Расскажу про несправедливость учителя по математике.
В школе у всех вроде бы одинаковая система оценок – от 1 до 5 баллов. Но!!! Не для меня! За определенные достижения (выполнение домашки и решение примеров в классе) многим ученикам ставили пятерки авансом, чтобы поддержать. А мне – никогда! Мне ставили в лучшем случае четыре балла, а иногда и три с пояснением: «А ты можешь больше! Ты ленилась сейчас».

Как же мне было обидно! Я возмущалась и боролась за справедливость! Хотя в душе была немного согласна, что могла бы сделать реально больше. Это не было очень уж сложно для меня.

Благодаря этому опыту я научилась всегда понимать планку достижений, не останавливаться на достигнутом. И сейчас, будучи топ-менеджером большой компании, я с благодарностью вспоминаю мою учительницу по математике.

Сегодня я сама бываю в такой ситуации, но уже как руководитель, проводя годовую оценку.
Вроде бы шкала компетенций для всех одинаковая, но в то же время для моего зама (она же кадровый резерв) планка-то повыше будет. И теперь уже я ищу аргументы для своих сотрудников, почему им нужно повышать планку качества своей работе.

И в честь 1 сентября предлагаю вам полезные материалы, чтобы вы сами разобрались с оценкой персонала и другими важными вопросами:
Жизненная философия от классного руководителя

Помню, как каждый год с замиранием сердца готовилась к 1 сентября. После долгих летних каникул всегда ждала встречи с одноклассниками.
Вспоминаю свою школу в Хабаровске и нашу прекрасную классную учительницу, которая действительно была «классной» — не просто по названию, а по сути!

Я всегда выбирала самые красивые тетради, ручки и альбомы.
А как же без новых туфелек и белых блузок? Надевала их с гордостью, как будто собиралась на красную дорожку! И вот, стоя в классе, я ловила взгляды своих одноклассников, словно это был показ мод.

Но больше всего запомнились уроки нашей учительницы. Она всегда говорила: «Будьте добрыми к окружающим, помогайте друг другу, не забывайте о днях рождениях и изучайте этот мир с разных сторон!»
Это были не просто слова — это была настоящая философия жизни.

А теперь, сменив шляпу на учителя (хотя, если честно, она больше похожа на шляпу фокусника), я хочу поделиться с вами своим самым ценным уроком.
Важно помнить о честности и умении находить выход из любой ситуации.
Иногда нужно просто договориться — даже с самим собой!

Итак, как мы стартуем новый деловой сезон? Давайте будем открытыми, честными и готовыми к новым вызовам. Пусть этот сентябрь станет для нас не только началом учебного года, но и временем для новых свершений и достижений!

А еще у меня есть полезный подарок — рекомендую вам ознакомиться с этой замечательной статьей о том, как вдохновение из детства может помочь нам в карьере: читать здесь.
Екатерина Никитина
тг-канал Ekaterina_ HR_notes
Математика: сопротивление бесполезно

Математика – она, конечно, царица наук и гимнастика ума. Но мне с ней не повезло.
Сначала сопротивлялась я. Сперва требовала объяснить, зачем мне учиться вычитанию, ведь ответить на вопрос «Сколько надо прибавить к трем, чтобы получилось десять?» гораздо легче, чем ответить: «Сколько будет десять минус три?» Позже та же история повторилась с умножением, делением и дробями.
Потом появился чудесный учитель. Правда, чудесный! Много знал, умел объяснить и пошутить. Только слишком добрый был. Так что мы его не слушали. Мои познания геометрии заканчиваются на теме «Точка и отрезок». С алгеброй получше. Хотя я всю жизнь живу и понятия не имею, что такое «логорифмы» и «интегралы» и зачем они нужны человечеству. Не спрашивайте, как в школьном аттестате поселились пятерки по геометрии и алгебре (последние два класса школы у меня даже учебников по ним не было). Это большой секрет.

«Математика мне точно ни к чему. Я на психолога собираюсь учиться», — гордо парировала я маме в ответ на ее загадочное: «Ты даже представить себе не можешь, какие именно знания тебе в жизни пригодятся!» И вуз, «где учат на психолога», выбирала по принципу «не надо сдавать математику».

Каково же было мое удивление, когда в расписании прямо первого сентября в универе стояло: «Введение в математический анализ». И сюда математика добралась. Вот это да!
Второе удивление было приятным. Курс оказался замечательным. Мне, наконец, объяснили, как математика вписывается в реальную жизнь и в науку о людях. Я с упоением считала вероятности, анализировала графики. Ну, а на следующих курсах вообще случился один из самых любимых предметов универовского времени — «Математическое обеспечение социально-психологических исследований». Статистические критерии, кластерный анализ, социометрия... Обожаю до сих пор и использую на благо рассчету eNPS и прочих прекрасных HR-показателей.
Спасибо, дорогие Зайченко Татьяна Петровна и Мартынова Наталия Сергеевна, за эту красоту!

И неожиданно-забавный факт номер 837: продавцы в магазинах задолго до электронных касс с их умными подсказками прекрасно и точно выдавали сдачу с наличных до копейки. Лично я в детстве поражалась их мастерству устного счета. Знаете в чем секрет? Они не отнимают, а складывают. Например, вы должны 173₽, а у вас 500 одной бумажкой. И вот продавец дает вам сдачу, загадочно приговаривая: «Так, это 7 рублей до 80-ти. Это 20 до 200. И еще триста ваши». Безошибочно выходит 327₽.
Может, и не зря я в 7 лет сопротивлялась освоению вычитания?
Светлана Катаева
тг-канал Talent Hunters
Не позволяй обрезать себе крылья!

Возможно, вы удивитесь, но я очень плохо помню свой Первый день сентября в школе. Тем не менее, каждый год накануне этой даты я чувствую легкое волнение: с первого дня осени автоматически начинается какой-то свой отсчет, новые планы, новые идеи, новые проекты. Лето — в более расслабленном режиме, а вот с 1 сентября – все, пора собраться и все по серьезному.

Вы тоже чувствуете синдром Первого Сентября? И как это работает, интересно, ведь ты уже лет 30+ как не в школе.

Коллеги в нашем теплом сообществе админов ТГ каналов спросили:
Какой ценный урок ты вынесла из школьных лет? Чем хочешь поделиться?

У нас была обычная школа на Большой Охте (это район Санкт-Петербурга, тогда ещё Ленинграда). И мне было тяжеловато после неё поступать на филфак, хоть я и хорошо знала английский, ходила на спецкурсы.

Помню, как наша классная руководительница в 10 классе оставила нас с подругой после уроков и сказала: Девочки, если у вас нет связей, чтобы поступить, то мой вам совет – выберите вузы попроще.

Я поступала на филфак СПбГУ, а подруга – в Первый Мед. Связей у нас не было, а вот амбиций не занимать. В тот год мы обе не поступили и подпортили школьную статистику. Но обе поступили на второй год, и это стало началом удивительной, насыщенной жизни.

Мой главный школьный урок: не позволяй обрезать себе крылья. Замахивайся на большее, на лучшее. Живи свою жизнь. Никого не слушай. Даже если это человек с авторитетом!

Система по любви, мотивация, дисциплина и планирование — подготовила для вас полезные посты из своих каналов Talent Hunters и Лана из телеграма:
Ульяна Селиванова
А ты решил свою проблему?

Одно из моих первых сентября, которое мне запомнилось на всю жизнь, это не первый класс, а первый курс университета. Мы, почти взрослые личности с школьными аттестатами, собрались в большой аудитории на несколько сотен мест слушать первую лекцию по психологии, и услышали вот что.

Преподаватель безапелляционно и громко заявила, что каждый, кто пришел учиться на психолога, прежде всего пришел решить свою проблему. И вот от того, как мы решим эту проблему, будет зависеть насколько сильными профессионалами мы станем.

Поэтому теперь, когда слышу, что кто-то по специальности психолог (а в HR среде очень много психологов), невольно думаю: а что за проблема была у этого человека и удалось ли ему ее решить?
И в руководстве работает тот же механизм: если руководитель, пока рос с начального уровня, решал и решил много разнообразных проблем и кейсов, то он сможет научить и помочь сотруднику обрести опыт решения сложных задач и вызовов.

А в честь праздника, который открывает не только учебный год, но и новый деловой сезон, делюсь с вами полезными ссылками:
Анастасия Климчук
Кол за правду, бойкот уроку и поиск себя – мои истории смелости

Я закончила школу больше 30 лет назад, но до сих пор помню яркие эпизоды, которые во многом сформировали мою личность.
И да – это будет история про меня, Бунтарку.

Первая «двойка» за правильный ответ
В первом классе наша учительница Татьяна Ивановна с воодушевлением объясняла новый пример по математике. Я быстро поняла решение и, не дождавшись конца объяснения, написала в тетради правильный ответ.
Что я получила? Кол!

Так я впервые усвоила важный урок: не всегда стоит «бежать впереди паровоза». Этот навык – уметь притормозить – мне пригодился во взрослой жизни.

Правда, осадок остался: я решила, что «математика – это не мое».

Английский и страх у доски
В средней школе у нас появился английский язык. Знание предмета было на «троечку с хвостиком». Но дело было даже не в успеваемости, а в том, что наша учительница отличалась жесткостью.
В школе тогда часто обращались к ученикам по фамилии, но в ее исполнении это звучало особенно грозно. Стоило мне выйти к доске, и все выученные слова моментально вылетали из головы.
В какой-то момент я сказала себе: «Больше так не хочу». И… перестала ходить на занятия. Разумеется, в школу вызвали родителей. Учитель считалась едва ли не лучшей в школе, и мое поведение воспринимали как дерзость.
Но родители встали на мою сторону: «Если педагог не может найти подход, дочь пусть получает свои оценки у другого учителя». Так и вышло – меня перевели, и я стала получать даже четверки.

Главный вывод: не нужно оставаться там, где тебе плохо.

География, коллективный бунт и выбор профессии

В старших классах у нас появилась учительница географии с очень своеобразным подходом. Результат оказался неожиданным: в дневниках у многих целыми колонками появлялись двойки, хотя дома нас добросовестно проверяли на готовность к урокам.
Я рассказала все родителям. Итог: коллективное обращение к директору с просьбой об увольнении педагога. Но уволить ее не получилось. Оказалось, она была в положении.
Меня это очень разочаровало. И тогда я решила стать юристом, чтобы «разбираться с такими ситуациями». Конечно, это решение было эмоциональным и незрелым. К тому же, впоследствии я поняла, что этот выбор был не моим – ведь я всегда любила петь, и настоящая мечта была связана именно с творчеством. Надо было не идти по пути эмоций, а слушать свое сердце.

Этот опыт стал для меня важным уроком: эмоции – плохой советчик, а истинный путь открывается, когда мы слушаем себя.

Свою мечту я реализовала в любимом хобби – вокале, и это приносит мне настоящее удовольствие и гармонию.

Сегодня
Прошли годы. Мой путь оказался разнообразным и многоотраслевым. Я продолжаю учиться и развиваться, помогаю людям строить карьерные треки, находить свое призвание и успешно менять работу.

Я убеждена: любая ситуация в жизни – это урок. Вопрос только в том, какие выводы мы из него делаем.

Когда-то я была «Бунтаркой», а сегодня стала Проводником для тех, кто готов к изменениям. Может, начать с полезных материалов?
Ирина Бежко
тг-канал Смысл в людях
Урок, который я запомнила на всю жизнь

Я всегда любила учиться. Могла часами сидеть над задачей по алгебре, пока не найду решение. Любопытство вело меня вперед.
Но однажды я получила урок, который не имел ничего общего с формулами.
В 5-м классе к нам пришла новая девочка – дочь учителя немецкого языка. Мы легко принимали новеньких, но она быстро настроила против себя весь класс. Как бы она ни отвечала у доски, всегда 5. Остальным приходилось выкладываться в разы больше. Любой ее поступок ставили в пример: «Вот Маша — молодец!»
Мы взбунтовались. Зачинщик — один мальчик. Но «крайней» оказалась я. Мама той девочки говорила со мной с намеками на угрозы. Классная собирала нас, пытаясь «образумить». Дело дошло до директора, ведь мы видели несправедливость взрослых.
В какой-то момент я всерьез думала уйти из школы. Но осталась. А Маша ушла. Наш бунт закончился тем, что систему все же «сломать» можно, если объединиться и не молчать.

Тогда мне было страшно. Но теперь я понимаю: это был мой первый серьезный урок держать удар. Не опускать голову, даже когда ты не виноват, но все указывают на тебя. Не сдавать позиции, даже если проще уйти.

Сегодня этот навык помогает мне и в работе, и в жизни. Когда нужно отстоять свое решение, выдержать давление или идти против несправедливости — я вспоминаю ту пятерку «для Маши» и понимаю: я уже умею выстоять.

Наталия Иванова
Искать "волшебного эльфа". Всегда

Начальную школу я помню не очень хорошо, но одну ситуацию запомнила на всю жизнь. Мы с моей лучшей подругой сидели вместе за одной партой. Был урок рисования, и учительница дала задание – нарисовать зимний пейзаж. Как послушная дисциплинированная ученица, я начала рисовать елки и на них снег. А моя подруга из художественной семьи, которая прекрасно рисовала, нарисовала цветок и эльфа. Просто потому, что так захотелось.
И учительница ей ставит "5", а мне за мои елки – "4"!
Моя душа будущего организатора была возмущена – я подняла руку и спросила, почему инструкция не соблюдена, а оценка высокая (ну, конечно, спросила я не так, а как-то по-детски, но тем не менее, суть была именно такой).
И тогда учительница преподала мне очень хороший урок, сказав: "А я думала, что ты порадуешься, что у подруги такой красивый рисунок вышел" (а он был и правда очень красивым).

К счастью, я сделала правильные выводы из этой истории.
В каждом проекте, в каждой работе своего сотрудника или партнера я сначала стремлюсь увидеть оригинальную идею, того "волшебного эльфа", уточнить, в чем была задумка и мысль. А уж потом сверять с изначальным посылом и инструкцией.
Особенно важно это в интеллектуальной деятельности, в творческих задачах и в новых проектах.

Какую методику можно применить:
▪️ при постановке творческой задачи дать свободу вместо инструкций - сфокусироваться на проблеме, а не на шаблоне решения
▪️ после получения результата (особенно если он не соответствует ожиданиям) не давать обратную связь сразу, выждать минимум час (по возможности день), взглянуть на результат несколько раз
▪️ при сомнениях показать результат независимому лицу, имеющему опыт в подобной деятельности (но помнить, что это всего лишь мнение, и оно тоже субъективно)
▪️ представить образ использования полученного результата (вместо «нет, ну это не то, что я ожидал(а)» – «подумаю как можно применить именно это») и если подходит на 60-70% - взять в работу
▪️похвалить сотрудника, а потом попросить его «надеть черную шляпу» и посмотреть на собственный результат из позиции «что можно улучшить».

Почему это важно?
Полюбить учиться... после школы

Признаюсь честно, в школе я никогда не была отличницей. Мне очень нравилось ходить в школу, общаться с друзьями, с некоторыми из которых мы до сих пор идем по жизни вместе. А вот оценки у меня были средненькие, звезд с неба я не хватала. Мне было хорошо и слишком комфортно в школе.
Но все изменилось, когда я поступила в вуз и, как говорится, оказалась вне зоны комфорта. Все было новым и чуждым. То, что я так любила в школе, вмиг исчезло. Не было привычной атмосферы, друзей, классных мероприятий. В моей голове вихрем пронеслись вопросы: почему я раньше так безответственно училась? Не ошиблась ли я с выбором профессии? Какую максимальную пользу для себя я могу получить? И я начала… учиться.
Я взяла себя в руки и с головой погрузилась в учебу, открыв для себя столько всего интересного! Параллельно я больше общалась с одногруппниками, и оказалось, что среди них много классных ребят, с некоторыми из которых мы быстро сблизились.

Хотя у нас не было бюджетных мест, за отлично сданную сессию можно было получить скидку. Я добилась ее, а моя фотография оказалась в числе лучших студентов, гордо вися у кабинета декана. Я поняла, что учиться – это прекрасно!

Я осознала, что напрасно так безответственно относилась к учебе в школе, но вместо того, чтобы опустить руки, стала думать, как найти работу, которая будет приносить не только доход, но и радость.

Еще во время учебы я попробовала себя в роли организатора праздников и проходила практику как психолог. В итоге мой выбор в пользу сферы HR был максимально осознанным, и я не пожалела о нем ни на минуту. Наверное, это решение я приняла уже на первой лекции по «Психологии труда», впитывая каждое слово.

Какие выводы можно сделать из этой истории?
  • Никогда не поздно взять ответственность за свою жизнь и идти своим путем.
  • Вместо того чтобы жалеть о прошлом, нужно действовать, чтобы оказаться в лучшем месте завтра.
  • Учиться важно всегда. Я не перестаю делать это ежедневно.
  • Слишком комфортные условия могут расслаблять, и важно не попасть в эту ловушку; а оказаться вне зоны комфорта – полезно для роста.
  • Когда ты работаешь на своем месте и занимаешься любимым делом – это настоящий кайф!

И в честь 1 сентября ответы на три важных «почему»:
Наталья Ларина
НЕдаром преподаватели время со мною тратили. НЕдаром со мною мучался самый искусный маг. Да, да, да!

Есть много мин замедленного действия – здесь будет одна из них. Это моя школьная история, когда я переходила из 3-го класса в 5-й (в моей школе такое было). История, изменившая мою жизнь.
Я не любила математику, боялась ее до жути, особенно когда вызывали к доске, и никакие знания не помогали. Моим коньком всегда были литература и русский язык.
Однажды нам провели тестирование, по результатам которого я оказалась в тройке лучших для рекомендации в новый создаваемый физико-математический класс с новым преподавателем. По второму психологическому тесту пригласили перейти в этот класс только меня.
Состав класса уже был сформирован на базе класса вундеркиндов, побеждавших на межгородских математических олимпиадах.
И знаете, я очень захотела быть среди лидеров, хотя где я и где математика?!Помню, даже родителей вызывали, чтобы убедиться, что мое решение твердое.
Потом началось: домашки до 3 часов ночи, невыполнимые задачки «сделайте упражнения с 120 до 250 страницы к завтрашнему уроку», «подготовьтесь к пятничному городскому коллоквиуму по физике», неприятие новичка от основного состава одноклассников – до их уровня знаний надо было еще «допрыгнуть».

Для меня эта история про несколько важных жизненных факторов, которые стали постулатами жизни:
▪️сила личной мотивации помогла изменить меня и мое окружение
▪️препятствия – не причина сдаваться, а повод двигаться дальше
▪️ терпение – это не привычка, это понимание, где начать и закончить
▪️ необходимость преодоления сложностей научила искать другие варианты
▪️ адаптация к изменениям как часть пути
▪️ нарушение дисциплины может привести к удачному исходу (всем классом пару раз сбегали с уроков, благодаря чему родилась дружба с классом, в который я пришла
▪️ новая команда (одноклассники) – новые правила
▪️ учеба мой вечный драйв. Никогда не делала – возьми и начни

Недавно виделась с нашей классной руководительницей – математичкой, заслуженным учителем РФ, которая сказала мне фразу, попавшую в мое сердце: «Порой тебе было сложно, но важнее преград стало твое умение быть собой и не сдаваться».

Наш класс: 17 человек, 17 медалистов, моя фамилия до сих пор висит на доске лучших в школе (как пример для моих племяшек). У каждого был свой путь «преодоления», я это точно знаю (но это совсем другая история).

Чтобы не наткнуться на минное поле в карьере, прочитайте правила:
Екатерина Телицына
1 сентября: банты, рубашки и... контрольная

Каждое 1 сентября — банты, белые рубашки, запах свежей краски в коридорах… и контрольная по математике. С 5-го по 11-й класс. Никаких «Как провели лето?» или вдохновенных речей перед стартом. Только листочек, ручка и тишина, прерываемая шелестом страниц. Классный руководитель называл этот день «праздником».
Как вы понимаете, чувство юмора у людей с инженерным мышлением — особенное.
Сначала это казалось жестоким: только вчера еще бегали во дворе или читали книгу, а сегодня — вот тебе, решай. Потом вошло в ритм: первое сентября — значит, надо собраться. Никаких раскачек.

Математика научила меня не бояться «неизвестных». В жизни их полно, но если привыкнешь к тому, что в начале пути всегда есть напряжение (как та самая контрольная), — потом легче браться за сложные проекты и переговоры. К тому же рамка «дано — найти — решение — ответ» подходит не только для школьных задач. В жизненных — тоже позволяет отключить мешающие эмоции и включить голову.

Кто-то вспоминает линейки с шарами, а я — эти листочки в клеточку. Они, кажется, подготовили меня к жизни лучше, чем любое мотивационное собрание.
А вам какие школьные ритуалы дали неожиданные скиллы во взрослой жизни?

Ну и, конечно, подарки к 1 сентября:
Виктория Коханая
тг-канал LEAN HR
Первый звонок, классный час и волнующие истории

Помню, как в шесть лет я впервые переступила порог школы. Была я самой маленькой по росту в классе, именно это дало мне первую школьную роль на «первом звонке». Была такая традиция, помните? Самый сильный и важный ученик выпускного класса посадил меня на плечи. И вот он нес меня по школьному двору, а я, зажмурившись от восторга и старания, звонила в колокольчик что было мочи! Звон разносился над головами – символ начала пути.
Так я въехала в Страну Знаний и в свою первую школу.
Учеба давалась легко, читала и считала с 5 лет свободно и с удовольствием. А вот мир человеческих отношений... это была другая наука, куда более сложная. И моим главным проводником стала она – первая учительница, Елизавета Георгиевна, Елизавета Прекрасная.
Добрая, искренняя Елизавета Прекрасная не просто вела уроки – она играла с нами в игры, гуляла в парке, водила в кино. Именно Елизавета Георгиевна создала в классе атмосферу доверия, дружбы. Делать добрые дела просто так, быть честными. Это казалось таким естественным…

***
Но потом пришла средняя школа, с семьей мы переехали в другой город. По ощущениям чистый воздух, к которому я привыкла в начальной школе стал постепенно меняться, кислород вытесняли разные газы (примеси тухлятины, замаскированные духами).
Новая классная руководительница, Нина Михайловна, жила по принципу древних цезарей: "Разделяй и властвуй". Она приблизила к себе избранных – "элиту", остальных делила на "никчемных" и "безответственных", мастерски натравливая одних на других. Класс раскололся на группировки, которые были враждебны друг другу.
Меня Нина Михайловна смело отнесла к категории «безответственных», даже провела классный час обо мне: «Вот Вика, она отличница, но не участвует в социальной жизни класса, не осуждает плохое поведение Васи, не ходит к двоечникам домой делать с ними уроки (надо сказать, что никто не ходил делать уроки к отстающим, это было не принято)».
Так я обзавелась друзьями, после такого «пропесочивания» ко мне потянулись одноклассники – те, которым не нравились ярлыки, кому было так же сложно как мне. В то время я много читала с удовольствием пересказывала яркие моменты и придумывала свои истории. Многие приходили поговорить ко мне и послушать хорошую историю.

Какие уроки я извлекла:
  1. Один и тот же человек, в разных условиях может окружающими восприниматься как «яркий и добрый» или «безразличный и блеклый». Восприятием можно управлять, осознанно создавать нужное впечатление.
  2. В токсичном окружении легче сохранить себя, найдя друзей, помогая и доверяя друг другу. Не нужно ломать себя и подстраиваться под «негативных лидеров».
  3. Важно использовать свои сильные стороны, как я в свое время интуитивно сделала опору на книги, свою память, умение рассказывать истории и слушать.
Так что, слушая 1 сентября первый звонок, помните: школа – это не только уроки и оценки. Мы учимся быть личностью, жить в обществе, делать карьеру, разбираться в людях, анализировать ситуации.
И пусть в вашей школьной истории будет место и высоким полетам с колокольчиком, и мудрым учителям, и спасительной силе доброго слова, которое способно объединить даже там, где царят разделение и недоверие. С 1 Сентября! Пусть ваш новый учебный год будет наполнен не только знаниями, но и светлыми уроками человечности.

***
Простые решения в сложных ситуациях

Когда мы вспоминаем школу или студенческие годы, в памяти всплывают моменты, которые научили нас чему-то важному в жизни.
Один из таких моментов произошел со мной во время защиты диплома в колледже. Диплом я писала по психологии – про неформальные группы и антиглобализм. Передо мной стояла задача не только выступить перед комиссией, но и удержать внимание зала, в котором сидел весь первый курс. Я очень волновалась и не знала, как справиться. Перед самой защитой я получила наставление: «Делай, что хочешь, но тебя должны слушать».
Когда я вышла к аудитории, в голове была пустота. И первое, что пришло в голову, я сказала громко: «Доброе утро!» — и сделала паузу. В этот момент в зале словно кто-то включил свет: проснулись даже те, кто дремал на последних рядах. Я почувствовала прилив сил, увлеклась темой и с удовольствием рассказывала о своём исследовании. Диплом я защитила успешно.

Тогда я вынесла главный урок: даже из самой сложной ситуации всегда можно найти простой выход. Иногда одно короткое действие или слово может изменить ход событий.

Сегодня, уже как HR и карьерный коуч, я вижу это снова и снова. Мы часто ищем сложные пути, но иногда простой вопрос, заданный вовремя помогает человеку сдвинуться с места и обрести уверенность. Одно простое действие может привести к неожиданным приятным результатам.

Подумайте, используете ли вы простые приемы? А еще можно почитать полезные посты в моем канале Анна Бычкова | всё про отношения
Евгения Тулявко
Запомни это чувство

В моем десятом классе случилось то, что изменило мое отношение к себе навсегда. На уроке литературы Галина Николаевна спросила, кто знает, что такое «компиляция». В классе повисла тишина. А я подняла руку — художественная школа научила меня словам, которые казались другим непонятными.
«Смотрите, девочки, как важно, когда сфера интересов шире школьной программы», — сказала учительница. И в тот момент я почувствовала это удивительное тепло в груди: я — молодец! Я — особенная!
Потом было лучшее сочинение в городе по «Отцам и детям».
Потом — звание королевы лицея.
Эти моменты подарили мне ощущение победы, которое согревает меня до сих пор в самые сложные дни.

Спустя годы, когда мой сын прибежал домой и сказал: «Мама, я единственный в классе решил сложную задачу!», — сердце вспорхнуло от гордости.
И я ответила ему то же, что говорю сейчас вам:
Запомни это чувство. Храни его. Проживи его еще раз.

Наша память коварна — мы запоминаем каждое «ты не справишься», «тебе еще рано», «а что люди скажут». Голоса «не получилось», «не заметили», «недостаточно хороша» звучат в нашей голове оглушительно громко.
А вот моменты «я смогла», «я лучшая», «я достойна восхищения» — почему-то стираются.

Работая наставником, преподавателем с карьерными консультантами,профориентаторами, психологами, я вижу это постоянно.
Приходится буквально раскапывать в памяти моих учеников моменты - «я молодец!».
Мы не умеем радоваться своим достижениям, праздновать победы, по-настоящему гордиться собой.
Мы боимся выглядеть нескромными, хвастливыми.
А ведь именно эти яркие воспоминания о наших триумфах — единственная надежная опора в моменты сомнений и встречи с синдромом самозванца.

Вспомните, какой момент победы из детства или юности до сих пор заставляет ваше сердце биться сильнее?
Храните его как драгоценность.
Возвращайтесь к нему. Он — ваш якорь уверенности в мире, который так любит напоминать нам о несовершенстве.

В честь праздника я собрала несколько полезных постов, о том что мешает нам быть “победителем по жизни” и как поверить в себя.
Екатерина Вострикова
Аплодисменты? Да!

Десятый класс. Первые дни учебного года. Учительница просит: «Кто готов прочитать стихотворение?»
Я выхожу к доске, читаю. Последняя строчка — и в классе наступает тишина. Несколько секунд, которые показались вечностью.
И вдруг весь класс начинает аплодировать.
Я растерялась. Казалось, что это розыгрыш или чья-то шутка. «За что аплодировать? Это ведь просто задание…»

Только годы спустя я осознала, насколько важным был тот момент. Он стал первым уроком про самооценку и принятие собственных достижений. Ведь если мы не умеем принимать признание, включается внутренний «самозванец», который мешает нам расти и двигаться вперед.

Мои рекомендации:
  • Учитесь слышать похвалу. Если вам аплодируют — значит, есть за что.
  • Фиксируйте успехи. Записывайте даже маленькие победы, чтобы видеть свой прогресс.
  • Сравнивайте себя только с собой. Чужие истории успеха могут вдохновлять, но не должны обесценивать ваши шаги.
  • Смотрите на факты. Результат всегда говорит громче сомнений.

Принятие своих заслуг — это не про гордость, а про уверенность. Она нужна каждому, кто строит карьеру. Больше узнать об этом можно тут:
Алла Попова
Подпрыгивала с поднятой рукой всю началку

Помню себя в школе — везде было легко учиться. Кроме физкультуры.
Не была спортивным ребенком, зато занималась в музыкальной школе и физру просто ненавидела. Самое страшное испытание — прыжки через козла перед всем классом! До сих пор мурашки.
Но в целом школа была для меня удовольствием. Никогда не зубрила — все давалось легко. Всю началку подпрыгивала на стуле с поднятой рукой, готовая ответить на любой вопрос.
Сейчас на меня совсем не похоже. Не подпрыгиваю, а степенно жду момента, когда можно вставить свое веское слово.

Но больше всего я полюбила старшие классы.
В 10-11-е приходили уже не все — только мотивированные и способные. С ними было по-настоящему интересно! Тогда мы открыли для себя Scorpions, пели под гитару, а я впервые разглядела поэзию Серебряного века.
И главное — именно тогда я встретила учителей, которые показали мне, как можно любить свою работу. Учителя математики и литературы были с нами наравне! Не свысока, а как партнеры.

Наверное, тогда неосознанно в мое мышление зашло понимание: учеба — это всегда партнерство и сотрудничество.

Поэтому и сейчас я выбрала работать со взрослыми, хотя по первому образованию — учитель начальных классов. И именно этот подход к партнерству стал основой всех моих трансформаций в этом году.

Школа дала мне главные уроки:
  • партнерство вместо иерархии
  • сотрудничество вместо принуждения
  • окружение умных людей, которые вдохновляют

И самое дорогое — подругу, с которой мы близки до сих пор! А наша классная руководительница по математике до сих пор активна в нашем чатике одноклассников.
Это путь вдолгую. И это прекрасно.
Необычные школьные традиции и правила со всего мира
  • Германия
    Главные герои в первый учебный день (и это не всегда 1 сентября) – первоклашки. Праздник для них устраивают старшеклассники, плюс каждый ребенок получает в подарок «школьный кулек» – сладости, канцтовары и т.д.
  • Япония
    Учебный год начинается 1 апреля, когда зацветает сакура. Это символически означает новый жизненный цикл. Первоклашки приходят в школу именно 1 апреля – знакомятся с учителями, а учеба начинается для всех 5 апреля.
  • Польша
    Учебный год стартует в октябре, особых торжеств по этому случаю не проводят, разве что для первоклашек – концерт с участием клоунов. Вместо цветов учителям дарят полезные для работы мелочи.
  • Нидерланды
    Первый класс в школах больше похож на детсад – дети идут учиться примерно в 4 года. Больших праздников не устраивают, однако во многих школах есть традиция – раздавать ребятне бесплатное мороженое в первый учебный день.
  • Китай
    Младшеклассникам можно брать в школу... подушки – во время уроков обязательно предусмотрены паузы на сон, в среднем 15-30 минут. Специально для сна даже включают фоновую музыку – для улучшения работы мозга.
  • Австралия
    Учителя здесь не пользуются ручками с красной пастой, чтобы отмечать ошибки или оставлять замечания в тетрадях учеников. Красный – слишком агрессивный цвет и может вызвать страх перед школой и даже депрессию.
  • Америка
    У многих школ свои традиции (герб, флаг, девиз и т.д.). Интересно, что почти везде есть система адаптации – новеньким выделяется baddy (одноклассник-наставник), который помогает разобраться, как тут все устроено.
  • Израиль
    Подарки перед началом учебного года здесь дарить не принято, зато дети в первый школьный день запускают в небо сотни воздушных шариков, на которых записаны их самые заветные мечты.
  • Великобритания
    Славная традиция совместных ужинов учителей с учениками существует в некоторых школах. Считается, что неформальное общение детей с преподавателями помогает наладить контакт и лучше понимать друг друга.
  • Италия
    Самые сложные уроки в школах всегда ставятся на первую половину дня, а в обед детям можно даже сходить домой и поспать, после чего вернуться в школу. Отличная профилактика трудоголизма в будущем;)
  • Болгария
    Учебный год начинается, как правило, 15 сентября, и это большой праздник для детей и взрослых. Школьные концерты, чтение стихов, цветы для учителей, танцы – непременный атрибут первого дня учебы.
  • Индия
    Кто-то говорит, что в Индии вообще нет никаких школьных традиций, и это грустно. Но в некоторых школах точно детям дарят ранцы, сладости и цветные зонты – начало учебы (март) совпадает с сезоном дождей.
Тест
А вы готовы к 1 сентября?
Короткий тест с каверзными и не самыми очевидными вопросами из школьной программы, который покажет, не пора ли вам вернуться за парту;)
Начать тест
Сколько золота содержится в организме человека?
И это правильный ответ! Золото в человеческом организме содержится преимущественно в крови, совсем чуть-чуть, но все-таки оно есть
Дальше
А как правильно?
Узнать результат
Какова глубина Марианской впадины?
Да! Марианская впадина считается самой глубокой точкой океана, и если бы в нее поместили Эверест, вершина горы была бы скрыта водой еще на 2 километра
Дальше
А как правильно?
Узнать результат
Джордж Оруэлл – это настоящее имя автора?
Верно. Настоящее имя автора знаменитых романов "1984" и "Скотный двор" Эрик Артур Блэр.
Дальше
А как правильно?
Узнать результат
Сколько времени "спят" муравьи?
Настоящие трудоголики! На отдых у муравьев действительно уходит около 16 минут в день, зато муравьиная королева отдыхает около 1,5 часов.
Дальше
А как правильно?
Узнать результат
Какой химический элемент – самый редкий?
Правильно. По оценкам ученых, во всей земной коре насчитывается менее 1 грамма этого химического элемента. Весь астат, который есть у людей, получен искусственно. Более того, этот химический элемент чрезвычайно радиоактивен.
Дальше
А как правильно?
Узнать результат
Упс! Один правильный ответ
Ну что ж, в школу вас, пожалуй, уже не возьмут, а вот всевозможные книги, документальные фильмы и путешествия как способ познавать мир всегда к вашим услугам.
Пройти заново
Двойка – тоже оценка
Вопросов всего пять, так что вы одолели почти половину. И это прекрасный результат! Плюс есть повод изучить что-нибудь интересненькое;)
Пройти заново
Золотая середина – твердые 3 балла
Поздравляем! Школьные знания не прошли мимо и где-то в памяти осели. С простыми вопросами вы точно справились бы на отлично.
Пройти заново
Хорошистам ура!
Четыре правильных ответа – это победа. Поздравляем от души! А вопрос, на котором срезались, будем считать подсказкой – может, это повод открыть интересную книгу?
Пройти заново
Да ладно! Так бывает? Круглый отличник среди нас
Несите Нобелевскую премию срочно (ну и все остальные премии тоже пригодятся). Пять из пяти, точное попадание, IQ зашкаливает – вы супергерой дня. Поздравляем!
Пройти заново

Made on
Tilda