План на 1 сентября (для всех)
  • Проснуться пораньше
  • Порадоваться или погрустить, что в школу уже не надо (опционально)
  • Проводить детей / внуков на занятия (при необходимости)
  • Выпить кофе / чай
  • И вспомнить все
Школьные истории и главные уроки
Как школьный опыт и открытия помогают
во взрослой жизни
Оксана Алексеева
Кол за трусы с ромашками как прорыв

Моими любимыми предметами в школе были русский язык, литература и немецкий (иностранный в сибирской глубинке – на грани фантастики).
В юности, когда горизонты казались очерченными лишь контурами родной деревни, я видела себя учителем. Это было не просто желание, а искреннее стремление делиться.
Ярко светил мне маяк учительницы по литературе.
Она не преподавала, а «мурашила» ум.
В тетрадях с сочинениями я находила ее рукописные послания – слова, ставшие компасом на долгие годы. Она видела во мне нечто большее, чем я сама могла разглядеть. Ее вера помогала смотреть на вещи под совершенно иным углом, заглядывать «за горизонт».

А в 7 классе я впервые получила «1», да еще по трудам, потому что забыла дома ножницы и нитки. Уже тогда я была лучшей в школе – чемпионом по успеваемости и активистом. Но учительница, не скупясь на резкие слова, заявила: «За рассеянность ставлю тебе кол. Ты ничем не лучше других, никаких поблажек!»

Слезы лились ручьем на маминых коленях. Но именно тогда, в глубине отчаяния, зародилось нечто важное. Я не просто сшила легендарные трусы с ромашками для брата и исправила отметку.

Я поняла: внешняя оценка, даже от авторитетного человека, не всегда определяет твою истинную ценность и потенциал.

К слову, брат до сих пор утверждает, что лучше тех трусов он не носил.

Спустя годы, я сама проводник на пути обучения многих: своих детей, экспертов, собственников бизнеса, целых команд. И хочу поделиться фразами, полезными материалами, которые помогали в развитии мне и другим:
  • Экспертиза рождается из ошибок. Незнание – не преграда, а приглашение к исследованию, к расширению горизонтов
  • Истинное знание начинается не с готовых ответов, а с вопросов, которые вы осмелились задать
  • Потенциал безграничен, если вы готовы выйти за рамки привычного и принять вызов неизведанного
  • Мир меняется, но способность учиться- вечная суперсила, ключ к любой двери
  • Позвольте себе быть любопытными, ведь именно любопытство ведет к прорывам
И в подарок к 1 сентября – несколько полезных ссылок:
«Как познакомиться с командой. 4 нестандартных способа»
«Как T&D стать стратегическим партнером»
«Как и зачем руководителю проводить коучинговые встречи с сотрудником»
Тина Конева
Несправедливость учителя как... мотивация

У меня есть несколько ярких воспоминаний про школу, и все они скорее про нарушение дисциплины, форс-мажор или несправедливость. Пока писала этот пост, наблюдала, как избирательна моя память. Оказалось, что спокойные, радостные дни и события не запомнились – в памяти только hardcore.

Расскажу про несправедливость учителя по математике.
В школе у всех вроде бы одинаковая система оценок – от 1 до 5 баллов. Но не для меня! За определенные достижения (выполнение домашки и решение примеров в классе) многим ученикам ставили пятерки авансом, чтобы поддержать. А мне – никогда! Мне ставили в лучшем случае четыре балла, а иногда и три с пояснением: «А ты можешь больше! Ты ленилась сейчас».

Как же мне было обидно! Я возмущалась и боролась за справедливость! Хотя в душе была немного согласна, что могла бы сделать реально больше, просто слилась.

Сегодня я сама бываю в такой ситуации, но уже как руководитель, проводя годовую оценку.
Вроде бы шкала компетенций для всех одинаковая, но в то же время для моего зама (она же кадровый резерв) планка-то повыше будет.
Можно разделить шкалу компетенций на грейды. Будет около девяти уровней, но с учетом того, что сейчас есть тренд к упрощению, стоит поискать еще варианты.

И в честь 1 сентября – подробнее о том, как можно проводить оценку персонала. Буду рада, если пригодится.
Мария Маслова
Любовь к обучению – с первого дня

Первого сентября 1991-го я шла в школу в коричневом платье с накрахмаленным белым фартуком, банты торчали, как два облачка, и при каждом шаге подпрыгивали.
Портфель казался невероятно тяжелым, хотя в нем были всего лишь дневник, обложки для учебников и пенал с новенькими ручками и карандашами.
Во дворе школы толпились классы, у учеников в руках были таблички 1А, 1Б. Шуршали целлофановые пленки вокруг букетов, взрослые щелкали фотоаппаратами, а микрофон на стойке то и дело трещал, когда его кто-то поправлял.

В тот день у меня было два ответственных задания: прочитать стихотворение и... дать первый звонок! Я уверенно прочитала свое четверостишьям и начала ждать.
Ко мне подошел огромный (как мне тогда казалось) одиннадцатиклассник и посадил на одно плечо. Весь школьный мир сразу поднялся вместе со мной: солнце, белые банты, море цветов вокруг. Мне в руку вложили тяжелый колокольчик. Я вдохнула и взмахнула! Помню пронзительный звон, а затем заглушающие его аплодисменты.

Про текущее обучение:
Учеба – мотив моей жизни. С самого начала меня тянуло учиться самой и «заражать» этим других. Люблю момент, когда щелкает новая мысль и хочется тут же рассказать о ней кому-то еще.
Я выучилась на переводчика и пошла работать в вуз: вести пары, проверять конспекты, принимать первые зачеты и экзамены. Когда студент вдруг понимал сложную тему, я видела, как загораются глаза. Это давало настоящий драйв.
Потом я захотела влиять шире. Перешла в HR, в обучение и развитие. Строила программы, привлекала сильных экспертов, слушала обратную связь и переделывала до реальной пользы. Смотреть, как люди растут – чистая радость.
Сейчас я в Альфа-Банке отвечаю за обучение предпринимателей. Мы делаем живые, практичные курсы, и когда участники возвращаются с результатами, я горжусь нашей командой и делом.

Обучение – моя жизненная опора и энергия. Я правда счастлива, что вся моя жизнь с ним связана.
Татьяна Кочнева
тг-канал Кочнева про HR
Перестать учиться невозможно

Для меня 1 сентября всегда был особенным днем. Я обожала школу! Все мои яркие воспоминания детства связаны именно со школой, с интересными уроками и прекрасными учителями. Ну, и, признаюсь, учиться я тоже обожала – много читала, хорошо занималась.

Особенно трогательно вспоминаю, как старшая сестра еще до школы научила меня читать, писать и даже таблицу умножения. Мы играли в школу, и я, конечно, была прилежной ученицей. И вот я, такая маленькая, иду в первый класс, уже зная все буквы и таблицу умножения! Гордости не было предела. Впечатление было невероятное!

А какой самый ценный урок я вынесла из школы? Наверное, умение учиться и никогда не останавливаться на достигнутом.

Именно это помогает мне и в моей профессиональной деятельности. Ведь в HR-сфере, как и в школе, постоянно нужно узнавать что-то новое, адаптироваться к изменениям и развиваться.
Но самое главное – брать на себя ответственность за внедрение знаний, которые получаешь на обучении. Просто знать – недостаточно, нужно применять! Если мы хотим расти и развиваться, мы должны не только учиться, но и действовать.
Жизненная философия от классного руководителя

Помню, как каждый год с замиранием сердца готовилась к 1 сентября. После долгих летних каникул всегда ждала встречи с одноклассниками.
Вспоминаю свою школу в Хабаровске и нашу прекрасную классную учительницу, которая действительно была «классной» — не просто по названию, а по сути!

Я всегда выбирала самые красивые тетради, ручки и альбомы.
А как же без новых туфелек и белых блузок? Надевала их с гордостью, как будто собиралась на красную дорожку! И вот, стоя в классе, я ловила взгляды своих одноклассников, словно это был показ мод.

Но больше всего запомнились уроки нашей учительницы. Она всегда говорила: «Будьте добрыми к окружающим, помогайте друг другу, не забывайте о днях рождениях и изучайте этот мир с разных сторон!»
Это были не просто слова — это была настоящая философия жизни.

А теперь, сменив шляпу на учителя (хотя, если честно, она больше похожа на шляпу фокусника), я хочу поделиться с вами своим самым ценным уроком.
Важно помнить о честности и умении находить выход из любой ситуации.
Иногда нужно просто договориться — даже с самим собой!
Ульяна Селиванова
А ты решил свою проблему?

Одно из моих первых сентября, которое мне запомнилось на всю жизнь, это не первый класс, а первый курс университета. Мы, почти взрослые личности с школьными аттестатами, собрались в большой аудитории на несколько сотен мест слушать первую лекцию по психологии, и услышали вот что.

Преподаватель безапелляционно и громко заявила, что каждый, кто пришел учиться на психолога, прежде всего пришел решить свою проблему. И вот от того, как мы решим эту проблему, будет зависеть насколько сильными профессионалами мы станем.

Поэтому теперь, когда слышу, что кто-то по специальности психолог (а в HR среде очень много психологов), невольно думаю: а что за проблема была у этого человека и удалось ли ему ее решить?
И в руководстве работает тот же механизм: если руководитель, пока рос с начального уровня, решал и решил много разнообразных проблем и кейсов, то он сможет научить и помочь сотруднику обрести опыт решения сложных задач и вызовов.

А в честь праздника, который открывает не только учебный год, но и новый деловой сезон, делюсь с вами полезными ссылками:
Про коучинг
Про подбор персонала
Светлана Катаева
тг-канал Talent Hunters
Не позволяй обрезать себе крылья!

Возможно, вы удивитесь, но я очень плохо помню свой Первый день сентября в школе. Тем не менее, каждый год накануне этой даты я чувствую легкое волнение: с первого дня осени автоматически начинается какой-то свой отсчет, новые планы, новые идеи, новые проекты. Лето — в более расслабленном режиме, а вот с 1 сентября – все, пора собраться и все по серьезному.

Вы тоже чувствуете синдром Первого Сентября? И как это работает, интересно, ведь ты уже лет 30+ как не в школе.

Коллеги в нашем теплом сообществе админов ТГ каналов спросили:
Какой ценный урок ты вынесла из школьных лет? Чем хочешь поделиться?

У нас была обычная школа на Большой Охте (это район Санкт-Петербурга, тогда ещё Ленинграда). И мне было тяжеловато после неё поступать на филфак, хоть я и хорошо знала английский, ходила на спецкурсы.

Помню, как наша классная руководительница в 10 классе оставила нас с подругой после уроков и сказала: Девочки, если у вас нет связей, чтобы поступить, то мой вам совет – выберите вузы попроще.

Я поступала на филфак СПбГУ, а подруга – в Первый Мед. Связей у нас не было, а вот амбиций не занимать. В тот год мы обе не поступили и подпортили школьную статистику. Но обе поступили на второй год, и это стало началом удивительной, насыщенной жизни.

Мой главный школьный урок: не позволяй обрезать себе крылья. Замахивайся на большее, на лучшее. Живи свою жизнь. Никого не слушай. Даже если это человек с авторитетом!

Система по любви, мотивация, дисциплина и планирование — подготовила для вас полезные посты из своих каналов Talent Hunters и Лана из телеграма:
Как личная эффективность связана с ресурсностью и дисциплиной
Потеря мотивации и Кривая Бандуры
А вы больше Архитектор или Садовник?
Анастасия Климчук
Кол за правду, бойкот уроку и поиск себя – мои истории смелости

Я закончила школу больше 30 лет назад, но до сих пор помню яркие эпизоды, которые во многом сформировали мою личность.
И да – это будет история про меня, Бунтарку.

Первая «двойка» за правильный ответ
В первом классе наша учительница Татьяна Ивановна с воодушевлением объясняла новый пример по математике. Я быстро поняла решение и, не дождавшись конца объяснения, написала в тетради правильный ответ.
Что я получила? Кол!

Так я впервые усвоила важный урок: не всегда стоит «бежать впереди паровоза». Этот навык – уметь притормозить – мне пригодился во взрослой жизни.

Правда, осадок остался: я решила, что «математика – это не мое».

Английский и страх у доски
В средней школе у нас появился английский язык. Знание предмета было на «троечку с хвостиком». Но дело было даже не в успеваемости, а в том, что наша учительница отличалась жесткостью.
В школе тогда часто обращались к ученикам по фамилии, но в ее исполнении это звучало особенно грозно. Стоило мне выйти к доске, и все выученные слова моментально вылетали из головы.
В какой-то момент я сказала себе: «Больше так не хочу». И… перестала ходить на занятия. Разумеется, в школу вызвали родителей. Учитель считалась едва ли не лучшей в школе, и мое поведение воспринимали как дерзость.
Но родители встали на мою сторону: «Если педагог не может найти подход, дочь пусть получает свои оценки у другого учителя». Так и вышло – меня перевели, и я стала получать даже четверки.

Главный вывод: не нужно оставаться там, где тебе плохо.

География, коллективный бунт и выбор профессии

В старших классах у нас появилась учительница географии с очень своеобразным подходом. Результат оказался неожиданным: в дневниках у многих целыми колонками появлялись двойки, хотя дома нас добросовестно проверяли на готовность к урокам.
Я рассказала все родителям. Итог: коллективное обращение к директору с просьбой об увольнении педагога. Но уволить ее не получилось. Оказалось, она была в положении.
Меня это очень разочаровало. И тогда я решила стать юристом, чтобы «разбираться с такими ситуациями». Конечно, это решение было эмоциональным и незрелым. К тому же, впоследствии я поняла, что этот выбор был не моим – ведь я всегда любила петь, и настоящая мечта была связана именно с творчеством. Надо было не идти по пути эмоций, а слушать свое сердце.

Этот опыт стал для меня важным уроком: эмоции – плохой советчик, а истинный путь открывается, когда мы слушаем себя.

Свою мечту я реализовала в любимом хобби – вокале, и это приносит мне настоящее удовольствие и гармонию.

Сегодня
Прошли годы. Мой путь оказался разнообразным и многоотраслевым. Я продолжаю учиться и развиваться, помогаю людям строить карьерные треки, находить свое призвание и успешно менять работу.
Я убеждена: любая ситуация в жизни – это урок. Вопрос только в том, какие выводы мы из него делаем.
Когда-то я была «Бунтаркой», а сегодня стала Проводником для тех, кто готов к изменениям. Может, начать с полезных материалов?
Топ 5 вопросов на интервью
Ценное про резюме
Сияй, а не выгорай
Екатерина Никитина
тг-канал Ekaterina_ HR_notes
Математика: сопротивление бесполезно

Математика – она, конечно, царица наук и гимнастика ума. Но мне с ней не повезло.
Сначала сопротивлялась я. Сперва требовала объяснить, зачем мне учиться вычитанию, ведь ответить на вопрос «Сколько надо прибавить к трем, чтобы получилось десять?» гораздо легче, чем ответить: «Сколько будет десять минус три?» Позже та же история повторилась с умножением, делением и дробями.
Потом появился чудесный учитель. Правда, чудесный! Много знал, умел объяснить и пошутить. Только слишком добрый был. Так что мы его не слушали. Мои познания геометрии заканчиваются на теме «Точка и отрезок». С алгеброй получше. Хотя я всю жизнь живу и понятия не имею, что такое «логорифмы» и «интегралы» и зачем они нужны человечеству. Не спрашивайте, как в школьном аттестате поселились пятерки по геометрии и алгебре (последние два класса школы у меня даже учебников по ним не было). Это большой секрет.

«Математика мне точно ни к чему. Я на психолога собираюсь учиться», — гордо парировала я маме в ответ на ее загадочное: «Ты даже представить себе не можешь, какие именно знания тебе в жизни пригодятся!» И вуз, «где учат на психолога», выбирала по принципу «не надо сдавать математику».

Каково же было мое удивление, когда в расписании прямо первого сентября в универе стояло: «Введение в математический анализ». И сюда математика добралась. Вот это да!
Второе удивление было приятным. Курс оказался замечательным. Мне, наконец, объяснили, как математика вписывается в реальную жизнь и в науку о людях. Я с упоением считала вероятности, анализировала графики. Ну, а на следующих курсах вообще случился один из самых любимых предметов универовского времени — «Математическое обеспечение социально-психологических исследований». Статистические критерии, кластерный анализ, социометрия... Обожаю до сих пор и использую на благо рассчету eNPS и прочих прекрасных HR-показателей.
Спасибо, дорогие Зайченко Татьяна Петровна и Мартынова Наталия Сергеевна, за эту красоту!

И неожиданно-забавный факт номер 837: продавцы в магазинах задолго до электронных касс с их умными подсказками прекрасно и точно выдавали сдачу с наличных до копейки. Лично я в детстве поражалась их мастерству устного счета. Знаете в чем секрет? Они не отнимают, а складывают. Например, вы должны 173₽, а у вас 500 одной бумажкой. И вот продавец дает вам сдачу, загадочно приговаривая: «Так, это 7 рублей до 80-ти. Это 20 до 200. И еще триста ваши». Безошибочно выходит 327₽.
Может, и не зря я в 7 лет сопротивлялась освоению вычитания?
Наталия Иванова
Искать своего «волшебного эльфа». Всегда

Начальную школу я помню не очень хорошо, но одну ситуацию запомнила на всю жизнь.
Мы с моей лучшей подругой сидели вместе за одной партой. Был урок рисования, и учительница задала нарисовать зимний пейзаж. Как послушная дисциплинированная ученица, я начала рисовать елки и на них снег. А моя подруга из художественной семьи, которая прекрасно рисовала, нарисовала цветок и эльфа. Просто потому, что так захотелось.
И учительница ей ставит «5», а мне за мои елки – «4»!
Моя душа будущего организатора была возмущена – я подняла руку и спросила, почему инструкция не соблюдена, а оценка высокая (ну, конечно, спросила я не так, а как-то по-детски, но тем не менее, суть была именно такой).

И тогда учительница преподала мне очень хороший урок, сказав: «А я думала, что ты порадуешься, что у подруги такой красивый рисунок вышел» (а он был и правда очень красивым) .

К счастью, я сделала правильные выводы из этой истории.
В каждом проекте, в каждой работе своего сотрудника или партнера я сначала стремлюсь увидеть оригинальную идею, того «волшебного эльфа», уточнить в чем была задумка и мысль. А уж потом сверять с изначальным посылом и инструкцией.
Особенно важно это в интеллектуальной деятельности, в творческих задачах и в новых проектах.

Какую методику можно применить:
▪️ при постановке творческой задачи дать свободу вместо инструкций - сфокусироваться на проблеме, а не на шаблоне решения
▪️ после получения результата (особенно если он не соответствует ожиданиям) не давать обратную связь сразу, выждать минимум час (по возможности день), взглянуть на результат несколько раз
▪️ при сомнениях показать результат независимому лицу, имеющему опыт в подобной деятельности (но помнить, что это всего лишь мнение, и оно тоже субъективно)
▪️ представить образ использования полученного результата (вместо «нет, ну это не то, что я ожидал(а)» – «подумаю как можно применить именно это») и если подходит на 60-70% - взять в работу
▪️похвалить сотрудника, а потом попросить его «надеть черную шляпу» и посмотреть на собственный результат из позиции «что можно улучшить».

Почему это важно?
Креативные команды приносят больше прибыли и делают бизнес более устойчивым
Сотрудники, которым доверяют, реже увольняются из компании
Полюбить учиться... после школы

Признаюсь честно, в школе я никогда не была отличницей. Мне очень нравилось ходить на занятия, общаться с друзьями, с некоторыми из которых мы до сих пор идем по жизни вместе. А вот оценки у меня были средненькие, звезд с неба я не хватала. Мне было хорошо и слишком комфортно в школе.
Но все изменилось, когда я поступила в вуз и, как говорится, оказалась вне зоны комфорта. Все было новым и чуждым. То, что я так любила в школе, вмиг исчезло. Не было привычной атмосферы, друзей, классных мероприятий. В моей голове вихрем пронеслись вопросы: почему я раньше так безответственно училась? Не ошиблась ли я с выбором профессии? Какую максимальную пользу для себя я могу получить? И я начала… учиться.
Я взяла себя в руки и с головой погрузилась в учебу, открыв для себя столько всего интересного! Параллельно я больше общалась с одногруппниками, и оказалось, что среди них много классных ребят, с некоторыми из которых мы быстро сблизились.

Хотя у нас не было бюджетных мест, за отлично сданную сессию можно было получить скидку. Я добилась ее, а моя фотография оказалась в числе лучших студентов, гордо украшая доску почета возле кабинета декана. Я поняла, что учиться – это прекрасно!

Я осознала, что напрасно так безответственно относилась к учебе в школе, но вместо того, чтобы опустить руки, стала думать, как найти работу, которая будет приносить не только доход, но и радость.
Еще во время учебы я попробовала себя в роли организатора праздников и проходила практику как психолог. В итоге мой выбор в пользу сферы HR был максимально осознанным, и я не пожалела о нем ни на минуту. Наверное, это решение я приняла уже на первой лекции по «Психологии труда», впитывая каждое слово.

Какие выводы можно сделать из этой истории?
  • Никогда не поздно взять ответственность за свою жизнь и идти своим путем.
  • Вместо того чтобы жалеть о прошлом, нужно действовать, чтобы оказаться в лучшем месте завтра.
  • Учиться важно всегда. Я не перестаю делать это ежедневно.
  • Слишком комфортные условия могут расслаблять, и важно не попасть в эту ловушку; а оказаться вне зоны комфорта – полезно для роста.
  • Когда ты работаешь на своем месте и занимаешься любимым делом – это настоящий кайф!

И в честь 1 сентября ответы на три важных «почему»:
Почему важно учиться давать и принимать обратную связь
Почему важно продолжать учиться в эпоху искусственного интеллекта
Почему отсутствие коммерческого опыта – не приговор
Наталья Ларина
НЕдаром преподаватели время со мною тратили. НЕдаром со мною мучался самый искусный маг. Да, да, да!

Есть много мин замедленного действия – здесь будет одна из них. Это моя школьная история, когда я переходила из 3-го класса в 5-й (в моей школе такое было). История, изменившая мою жизнь.
Я не любила математику, боялась ее до жути, особенно когда вызывали к доске, и никакие знания не помогали. Моим коньком всегда были литература и русский язык.
Однажды нам провели тестирование, по результатам которого я оказалась в тройке лучших для рекомендации в новый создаваемый физико-математический класс с новым преподавателем. По второму психологическому тесту пригласили перейти в этот класс только меня.
Состав класса уже был сформирован на базе класса вундеркиндов, побеждавших на межгородских математических олимпиадах.
И знаете, я очень захотела быть среди лидеров, хотя где я и где математика?!Помню, даже родителей вызывали, чтобы убедиться, что мое решение твердое.
Потом началось: домашки до 3 часов ночи, невыполнимые задачки «сделайте упражнения с 120 до 250 страницы к завтрашнему уроку», «подготовьтесь к пятничному городскому коллоквиуму по физике», неприятие новичка от основного состава одноклассников – до их уровня знаний надо было еще «допрыгнуть».

Для меня эта история про несколько важных жизненных факторов, которые стали постулатами жизни:
▪️сила личной мотивации помогла изменить меня и мое окружение
▪️препятствия – не причина сдаваться, а повод двигаться дальше
▪️ терпение – это не привычка, это понимание, где начать и закончить
▪️ необходимость преодоления сложностей научила искать другие варианты
▪️ адаптация к изменениям как часть пути
▪️ нарушение дисциплины может привести к удачному исходу (всем классом пару раз сбегали с уроков, благодаря чему родилась дружба с классом, в который я пришла
▪️ новая команда (одноклассники) – новые правила
▪️ учеба мой вечный драйв. Никогда не делала – возьми и начни

Недавно виделась с нашей классной руководительницей – математичкой, заслуженным учителем РФ, которая сказала мне фразу, попавшую в мое сердце: «Порой тебе было сложно, но важнее преград стало твое умение быть собой и не сдаваться».

Наш класс: 17 человек, 17 медалистов, моя фамилия до сих пор висит на доске лучших в школе (как пример для моих племяшек). У каждого был свой путь «преодоления», я это точно знаю (но это совсем другая история).

Чтобы не наткнуться на минное поле в карьере, прочитайте правила:
Чек-лист «Как писать правильное сопроводительное письмо»
Краткий курс «Что сделать, чтобы тебя повысили на работе?»
Личностные кризисы в профессиональной жизни: о чем они?
Екатерина Телицына
1 сентября: банты, рубашки и... контрольная

Каждое 1 сентября — банты, белые рубашки, запах свежей краски в коридорах… и контрольная по математике. С 5-го по 11-й класс. Никаких «Как провели лето?» или вдохновенных речей перед стартом. Только листочек, ручка и тишина, прерываемая шелестом страниц. Классный руководитель называл этот день «праздником».
Как вы понимаете, чувство юмора у людей с инженерным мышлением — особенное.
Сначала это казалось жестоким: только вчера еще бегали во дворе или читали книгу, а сегодня — вот тебе, решай. Потом вошло в ритм: первое сентября — значит, надо собраться. Никаких раскачек.

Математика научила меня не бояться «неизвестных». В жизни их полно, но если привыкнешь к тому, что в начале пути всегда есть напряжение (как та самая контрольная), — потом легче браться за сложные проекты и переговоры. К тому же рамка «дано — найти — решение — ответ» подходит не только для школьных задач. Жизненные тоже позволяют отключить мешающие эмоции и включить голову.

Кто-то вспоминает линейки с шарами, а я — эти листочки в клеточку. Они, кажется, подготовили меня к жизни лучше, чем любое мотивационное собрание.

А вам какие школьные ритуалы дали неожиданные скиллы во взрослой жизни?
Виктория Коханая
тг-канал LEAN HR
Первый звонок, классный час и волнующие истории

Помню, как в шесть лет я впервые переступила порог школы. Была я самой маленькой по росту в классе, именно это дало мне первую школьную роль на «Первом звонке». Была такая традиция, помните? Самый сильный и важный ученик выпускного класса посадил меня на плечи. И вот он нес меня по школьному двору, а я, зажмурившись от восторга и старания, звонила в колокольчик что было мочи! Звон разносился над головами – символ начала пути.
Так я въехала в Страну Знаний и в свою первую школу.
Учеба давалась легко, читала и считала с 5 лет свободно и с удовольствием. А вот мир человеческих отношений... это была другая наука, куда более сложная. И моим главным проводником стала она – первая учительница, Елизавета Георгиевна, Елизавета Прекрасная.
Добрая, искренняя Елизавета Прекрасная не просто вела уроки – она играла с нами в игры, гуляла в парке, водила в кино. Именно Елизавета Георгиевна создала в классе атмосферу доверия, дружбы. Делать добрые дела просто так, быть честными... Это казалось таким естественным.
Но потом пришла средняя школа, с семьей мы переехали в другой город. По ощущениям, чистый воздух, к которому я привыкла в начальной школе стал постепенно меняться, кислород вытесняли разные газы (примеси тухлятины, замаскированные духами).
Новая классная руководительница, Нина Михайловна, жила по принципу древних цезарей: «Разделяй и властвуй». Она приблизила к себе избранных – «элиту», остальных делила на «никчемных» и «безответственных», мастерски натравливая одних на других. Класс раскололся на группировки, которые были враждебны друг другу.
Меня Нина Михайловна смело отнесла к категории «безответственных», даже провела классный час обо мне: «Вот Вика, она отличница, но не участвует в социальной жизни класса, не осуждает плохое поведение Васи, не ходит к двоечникам домой делать с ними уроки (надо сказать, что никто не ходил делать уроки к отстающим, это было не принято)».
Так я обзавелась друзьями. После такого «пропесочивания» ко мне потянулись одноклассники – те, которым не нравились ярлыки, кому было также сложно, как мне. В то время я много читала, с удовольствием пересказывала яркие моменты и придумывала свои истории. Многие приходили поговорить ко мне и послушать хорошую историю.

Какие уроки я извлекла:
  1. Один и тот же человек, в разных условиях может окружающими восприниматься как «яркий и добрый» или «безразличный и блеклый». Восприятием можно управлять, осознанно создавать нужное впечатление.
  2. В токсичном окружении легче сохранить себя, найдя друзей, помогая и доверяя друг другу. Не нужно ломать себя и подстраиваться под «негативных лидеров».
  3. Важно использовать свои сильные стороны, как я в свое время интуитивно сделала опору на книги, свою память, умение рассказывать истории и слушать.

Так что, слушая 1 сентября первый звонок, помните: школа – это не только уроки и оценки. Мы учимся быть личностью, жить в обществе, делать карьеру, разбираться в людях, анализировать ситуации.

И пусть в вашей школьной истории будет место и высоким полетам с колокольчиком, и мудрым учителям, и спасительной силе доброго слова, которое способно объединить даже там, где царят разделение и недоверие. С 1 Сентября! Пусть ваш новый учебный год будет наполнен не только знаниями, но и светлыми уроками человечности.

***
Сейчас я продолжаю слушать людей и рассказываю истории.
С удовольствием занимаюсь личным брендом. Как видите, свой первый опыт я получила еще в школе. Подборка публикаций про личный бренд здесь.

Веду подкаст «Разговоры по сути»: вместе с экспертами разбираемся в сложных вопросах – смотреть.

Вместе с командой единомышленников выпускаю электронные курсы и онлайн-тренинги и марафоны. Наш топовый курс – «Теория поколений для руководителей и наставников» помогает разобраться в конфликтах, построить команду разновозрастных сотрудников. Промо курса – пройти ьесплатно
Ирина Бежко
тг-канал Смысл в людях
Урок, который я запомнила на всю жизнь

Я всегда любила учиться. Могла часами сидеть над задачей по алгебре, пока не найду решение. Любопытство вело меня вперед.
Но однажды я получила урок, который не имел ничего общего с формулами.
В 5-м классе к нам пришла новая девочка – дочь учителя немецкого языка. Мы легко принимали новеньких, но она быстро настроила против себя весь класс. Как бы она ни отвечала у доски, всегда 5. Остальным приходилось выкладываться в разы больше. Любой ее поступок ставили в пример: «Вот Маша — молодец!»
Мы взбунтовались. Зачинщик — один мальчик. Но «крайней» оказалась я. Мама той девочки говорила со мной с намеками на угрозы. Классная собирала нас, пытаясь «образумить». Дело дошло до директора, ведь мы видели несправедливость взрослых.

Тогда было страшно. Но теперь я знаю, это был мой первый серьезный урок – держать удар. Не опускать голову, даже когда ты не виноват, но все указывают на тебя.
Необычные школьные традиции и правила со всего мира
  • Германия
    Главные герои в первый учебный день (и это не всегда 1 сентября) – первоклашки. Праздник для них устраивают старшеклассники, плюс каждый ребенок получает в подарок «школьный кулек» – сладости, канцтовары и т.д.
  • Япония
    Учебный год начинается 1 апреля, когда зацветает сакура. Это символически означает новый жизненный цикл. Первоклашки приходят в школу именно 1 апреля – знакомятся с учителями, а учеба начинается для всех 5 апреля.
  • Польша
    Учебный год стартует в октябре, особых торжеств по этому случаю не проводят, разве что для первоклашек – концерт с участием клоунов. Вместо цветов учителям дарят полезные для работы мелочи.
  • Нидерланды
    Первый класс в школах больше похож на детсад – дети идут учиться примерно в 4 года. Больших праздников не устраивают, однако во многих школах есть традиция – раздавать ребятне бесплатное мороженое в первый учебный день.
  • Китай
    Младшеклассникам можно брать в школу... подушки – во время уроков обязательно предусмотрены паузы на сон, в среднем 15-30 минут. Специально для сна даже включают фоновую музыку – для улучшения работы мозга.
  • Австралия
    Учителя здесь не пользуются ручками с красной пастой, чтобы отмечать ошибки или оставлять замечания в тетрадях учеников. Красный – слишком агрессивный цвет и может вызвать страх перед школой и даже депрессию.
  • Америка
    У многих школ свои традиции (герб, флаг, девиз и т.д.). Интересно, что почти везде есть система адаптации – новеньким выделяется baddy (одноклассник-наставник), который помогает разобраться, как тут все устроено.
  • Израиль
    Подарки перед началом учебного года здесь дарить не принято, зато дети в первый школьный день запускают в небо сотни воздушных шариков, на которых записаны их самые заветные мечты.
  • Великобритания
    Славная традиция совместных ужинов учителей с учениками существует в некоторых школах. Считается, что неформальное общение детей с преподавателями помогает наладить контакт и лучше понимать друг друга.
  • Италия
    Самые сложные уроки в школах всегда ставятся на первую половину дня, а в обед детям можно даже сходить домой и поспать, после чего вернуться в школу. Отличная профилактика трудоголизма в будущем;)
  • Болгария
    Учебный год начинается, как правило, 15 сентября, и это большой праздник для детей и взрослых. Школьные концерты, чтение стихов, цветы для учителей, танцы – непременный атрибут первого дня учебы.
  • Индия
    Кто-то говорит, что в Индии вообще нет никаких школьных традиций, и это грустно. Но в некоторых школах точно детям дарят ранцы, сладости и цветные зонты – начало учебы (март) совпадает с сезоном дождей.
А какие традиции были в вашей школе?

Made on
Tilda